Задать
вопрос
онлайн
Бесплатная консультация
по всей России
ПО МОСКВЕ 8 (495) 131-95-79

8 (800) 550-74-53

Бесплатная горячая линия
8 (495) 131-95-79 Консультация юриста в Москве

Как происходит приватизация служебного жилья?

Довольно часто работодатели, являющиеся государственными организациями, предоставляют сотрудникам жилые помещения во временное пользование, чтобы им не приходилось тратиться на аренду на период работы. Как правило, в предоставленном жилье работнику можно находиться до расторжения трудового договора, однако, терять бесплатные квадратные метры спешат не все. В этой статье речь пойдет о том, можно ли получить собственность на выданное жилье, а главное – как правильно это осуществить.

Особенности перевода объекта в частную собственность

В отличие от общего порядка приватизация служебного жилья имеет ряд ограничений, в связи с чем далеко не каждому удается осуществить получение собственности на такое жилье. Как минимум нужно упомянуть о том, что без согласия владельца данной недвижимости стать собственником служебного помещения довольно затруднительно, в частности, если сотрудник планирует увольняться или уже расторгнул трудовой договор.

Особенности приватизации служебной квартиры:

  • Документ-основание для перевода в собственность – договор найма служебного помещения;
  • Наличие согласия действующего собственника жилого помещения;
  • Сотрудник работает в данной организации более десяти лет;
  • Срок проживания в служебной квартире – не менее 10 лет;
  • Работник до этого не должен был приватизировать любое другое жилье.
Общую информацию о справедливых плюсах и минусах процедуры приватизации можете прочитать в специально подготовленном материале.

В основном, сотрудники, которые получают в пользование служебное жилье, трудятся в организациях, финансируемых из государственного бюджета. Чаще всего это представители следующих профессиональных направлений:

  • Работники медицинских или образовательных учреждений;
  • Сотрудники МВД и других ветвей правоохранительной системы;
  • Должностные лица и государственные служащие;
  • Лица, занимающиеся природоохранной деятельностью вдали от своего дома.

Многие организации в целях повышения мотивации ценных узкопрофильных сотрудников готовы пойти на послабление правил и дать согласие на приватизацию уже после 5 лет работы.

Можно ли приватизировать ведомственное помещение?

Сотрудники, как правило, бюджетники, проработавшие на предприятии более 10 лет, имеют возможность приватизировать ведомственное жилье, выданное им на период действия трудового договора. Главным условием является отсутствие возражения у действующего владельца помещения.

Если ведомственная организация передала жилые помещения муниципалитету, они автоматически теряют статус служебных и приватизируются по общему порядку муниципальных квартир.

Стратегически важно добиться согласия на приватизацию у работодателя тем работникам, которые планируют в ближайшем времени расторгнуть трудовой договор. Согласно новому закону, при увольнении автоматически аннулируется и договор найма служебного помещения, после чего речи о приватизации идти не будет.

Некоторые люди интересуются, можно ли остаться в квартире после окончания трудовых отношений. Законом предусмотрен перечень лиц, у которых действует иммунитет от выселения на любых основаниях. Кого нельзя выселить из служебного жилья даже после увольнения:

  1. Пенсионеров.
  2. Военнослужащих.
  3. Сотрудников органов ФСБ и ОВД.
  4. Работников, которые лишились трудоспособности.

Указанные группы лиц сохраняют право пользования квартирой до конца жизни, но не получат право на оформление собственности на неё, поскольку наймодатель не дал на это согласие.

Пошаговый алгоритм, как приватизировать служебную квартиру

Начало процедуры приватизации служебного жилья сопряжено с обязательным изменением вида собственности. Сразу после согласия работодателя на передачу сотруднику данного помещения, квартира или комната должны быть выведены с баланса ведомственной организации и переданы муниципалитету.

Если руководство организации, где работает сотрудник, не дало положительного ответа на проведение приватизации, не тратьте свое время на подачу искового заявления в суд с целью оспорить отказ. В действующем законе не предусмотрено возможности принуждения предприятия к передаче помещения, даже судом.

Как только недвижимость перейдет в статус муниципальной ее уже возможно приватизировать по общему порядку.

Правильный порядок приватизации служебного помещения:

  1. Добиться согласия от руководства организации, где трудоустроен сотрудник.
  2. Дождаться, когда работодатель переведет жилье в статус муниципального.
  3. Получить разрешение от госоргана на проведение процедуры.
  4. Подписать договор о приватизации.
  5. Зарегистрировать переход права собственности в Росреестре.

Каждый из этих этапов довольно трудоемкий и отнимает много сил, поэтому перед началом процедуры ознакомьтесь со всеми нюансами и требованиями по новому закону, чтобы избежать получения неудовлетворительных ответов.

Необходимые документы и сроки

Как только вы получили ответ, что предприятие не против передачи в вашу собственность служебной квартиры, незамедлительно займитесь сбором документов и справок, которые необходимы для этой процедуры.

Список документов для приватизации служебного помещения

  1. Заявление о смене вида собственности жилья (для перевода в муниципальную).
  2. Копии паспортов всех, кто претендует на долевую собственность.
  3. Заявление на приватизацию жилого помещения от каждого прописанного лица.
  4. Выписка из домовой книги.
  5. Договор найма служебного помещения.
  6. Справки о непринятии участии в приватизации ранее.
  7. Кадастровый паспорт на объект недвижимости.

Сколько времени займет процесс перевода в собственность ведомственного жилья:

  • Около двух месяцев понадобится предприятию на согласование процедуры;
  • Процесс перевода в муниципальную собственность – до одного месяца;
  • Администрация муниципалитета рассмотрит ваше заявление в течение 30 дней;
  • В пределах 14 дней Росреестр закончит оформление права собственности.

По общим подсчетам получить квартиру в свою собственность можно в срок до 4 месяцев. Важно сказать, что изменившиеся правила приватизации больше не требуют от заявителя ускорений, поскольку процедура по закону стала бессрочной.

На заметку бюджетникам – изучаем судебную практику

Учитывая, что квартирами от работы пользуются в основном сотрудники тех организаций, которые финансируются из средств федеральной казны, стоит сказать, что собственником таких помещений выступает тоже государство. Как показывает судебная практика, у бюджетников в связи с этим повышенные шансы на получение собственности в подобном жилье, поскольку зачастую его не требуется переводить в статус муниципального.

Что подскажет судебная практика:

  1. В некоторых случаях нанимателю не придется ждать наступления 10- летнего стажа, чтобы попытаться оформить квартиру на себя.
  2. Члены семьи, проживающие вместе с работником, имеют право на долю в приобретенном помещении.
  3. После смерти нанимателя родственники могут подать в суд за установлением за ними права на перевод жилья на себя.
  4. Отказ работодателя в проведении процедуры не подлежит обжалованию ни в одной из инстанций.
Несовершеннолетние дети нанимателей, которые проходят процесс приватизации впервые, обязательно получают долю в таком жилье. Если же они подписали отказ от участия, за ними закрепляется право на пожизненное проживание в квартире.

Полезное видео

Заключение

Закон не запрещает получить права на жилье, которое предоставил вам работодатель на время трудоустройства, однако, стоит помнить, что это его право, а не обязанность. Для того чтобы предпринять попытку узаконить свой статус в жилье, потребуется подача заявления, отказ по которому невозможно будет оспорить.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосуй первым!)
Загрузка...
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
  • Из-за постоянных изменений в законах информация часто устаревает;
  • Общая информация не гарантирует успешное решение возникших проблем.

В связи с этим для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ юристы-правоведы!
Консультации по России: 8 (800) 550-74-53.
Горячая линия в Москве: 8 (495) 131-95-79.
Автор статьи

Мигрелова Анастасия Павловна

Практикующий юрист в сфере жилищных правоотношений. Более 7 лет успешной практики в спорах, связанных с приватизацией, заливами помещений и сделками с недвижимостью.

Рейтинг автора:
Комментарии Нет комментария (-ев)
Консультанты

Валентина Исаева

Стаж 6 лет

Консультации: 355

Константин Королев

Стаж 10 лет

Консультации: 890

Анна Иванькова

Стаж 9 лет

Консультации: 201

Кирилл Журов

Стаж 9 лет

Консультации: 1021

ПРАВОВОЙ ЦЕНТР
БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Задать вопрос
8 (800) 550-74-53 Консультация по России 8 (495) 131-95-79 горячая линия в Москве